Сменить регион
Россия
Big_bur08so_melentev_01
Дата рождения
29.06.1888
Мелентьев Герман Александрович

29 июня родился выдающийся уральский художник, мастер исторического жанра, портретист, пейзажист Герман Мелентьев (1888—1967).

Герман Александрович многим известен и как талантливый педагог — среди его учеников большинство художников, чьи имена вошли в историю уральской живописи второй половины ХХ века.

Картины Германа Мелентьева — яркий образец искусства социалистического реализма.

В 20-х годах прошлого века Герман Александрович, как и многие художники той эпохи, обращался в своем творчестве к теме села: крестьянская Россия, пытавшаяся стать индустриальной державой, диктовала темы и для изобразительного искусства. Перемены в трудовой и общественной жизни уральских крестьян стали сюжетами для многих бытовых картин Г. Мелентьева.

Сопоставление старого и нового — тема победы железного коня над живой лошадью — стало лейтмотивом небольшого полотна «Соха и первый трактор». Художник нашел весьма интересный изобразительный ход: очень низкая линия горизонта позволила живописцу показать крупным планом фигуру высокого старика крестьянина, устало опирающегося на рукоятку сохи и вытирающего рукой пот со лба, и подростка, ведущего коня.

Героиня нескольких полотен художника — трактористка, молодая девушка с выразительными чертами лица. Ее поясной портрет имеет авторское название «Девушка Степанова из-за реки Ирени». Она же изображена и на картине «Трактористка», наглядно, несколько прямолинейно, демонстрирующей преимущества колхозного строя: трактор, управляемый молодой крестьянкой, занимает почти все пространство холста.

В 30-х годах художник много работал на индустриальных стройках Урала — Уралмашстрое, Ново-Тагильском металлургическом заводе и других. Результатом стали тематические картины — «Работа бригады у мощного пресса УЗТМ», «Цех», «У пресса», «Стахановец УЗТМ», «Десятитысячный пресс на УЗТМ», «Утренний тренаж молодняка на Уральском конном заводе», «Панорама Ново-Тагильского завода».

В творчестве художника широко распространен портрет-тип, где индивидуальные черты сочетаются с типическими, особо характерными для людей — представителей определенной эпохи. К таким можно отнести работы «Пионер — отличник учебы Петров», «Работница Кунгурского кожзавода товарищ Овсянникова», «Хоккеистка». «Сталевар Нурулла Базетов», портреты профессора С. Покровского, передовика сельского хозяйства птичницы В. Коковиной.

Отдавая дань своему времени, много внимания художник уделял историко-революционной тематике. Это нашло отражение в работах «Арест Я. Свердлова и К. Новгородцевой в 1906 году в Перми», «Митинг дружинников», «Мотовилихинское восстание в 1905 году», «Взятие Перми», «Переход Красной Армии через Урал», «Встреча отряда Красной Армии, освободившего Пермь в 1919 году».

Известнейший искусствовед Борис Павловский писал о мастере: «Г.А. Мелентьев является одним из старейших художников Урала, отражающим в своих произведениях его историческое прошлое, события революционных лет, героику социалистического строительства… Многие молодые художники Урала обязаны ему своими знаниями, многим помог он найти дорогу в искусстве».

Герман Мелентьев был участником Юбилейной выставки искусства народов СССР (1927), выставки произведений художников союзных республик, автономных республик и областей РСФСР (1944) в Москве, зональных выставок, областных выставок в Перми и Свердловске. В 1945 году совместно с Иваном Слюсаревым провел персональную выставку в Свердловске. В 1948 году в связи с 60-летием, а через десять лет — в связи с 70-летием художника в Свердловске были также организованы его персональные выставки.

Полотна мастера представлены в музеях изобразительного искусства Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила. Большая часть произведений Германа Александровича после смерти художника его вдовой Агриппиной Антоновной и дочерью Алевтиной Германовной была передана в фонды краеведческого музея города Кунгура. В июле 2000 года в Кунгуре был открыт выставочный зал имени Г.А. Мелентьева.

Из биографии художника

Герман Мелентьев родился в селе Орда Пермской губернии. Учился в Казанском художественном училище и в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у выдающегося русского художника, члена Товарищества передвижных художественных выставок академика А. Маковского. С 1929 по 1932 год — член Свердловского филиала Ассоциации художников России, с 1932-го — Союза художников СССР. Преподавал изобразительное искусство в школах и изостудиях Кунгура, педагогическом институте и художественном техникуме в Перми, Свердловском художественном училище, на кафедре архитектуры Уральского политехнического института.

Россия, Свердловская область, город Екатеринбург