Сменить регион
Россия
Big_kol_aeroport
День организации
10.07.1943
День образования гражданского аэропорта Кольцово

Международный аэропорт Кольцово – крупнейший региональный воздушный порт России. Более 30 сотрудничающих с ним российских и зарубежных авиакомпаний связывают Екатеринбург с более чем 80 городами мира, а через удобные пункты пересадок – международные аэропорты-хабы – практически со всей планетой.

История аэропорта Кольцово тесно связана с развитием одноименного военного аэродрома. Строительство аэродрома началось в 1928 году с возведения комендантского здания, казарм и каркасно-засыпных домов для летного состава Военно-воздушных сил Красной армии.

В декабре 1932 года в Кольцово из состава ВВС Приволжского военного округа на самолетах Р-5 был перебазирован 33-й авиаотряд. В декабре 1939 года он был направлен на Финский фронт.

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП длиной тысяча метров была построена в рекордно короткие сроки — за три месяца.

В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов. 15 мая 1942 года с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. На уникальном для тех лет самолете Григорий Яковлевич совершил шесть полетов. Седьмой оказался последним в его жизни: при испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу. В память об этом на привокзальной площади аэропорта установлена стела с макетом самолета, а в поселке авиаторов — бюст Героя Советского Союза капитана Григория Бахчиванджи.

Когда в 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, было решено передать аэродром гражданской авиации. 10 июля 1943 года — день образования гражданского аэропорта Кольцово. Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали Москва—Уэлькаль. Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены Военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.

Перед аэропортом в те годы ставились задачи по обеспечению доставки военных самолетов сибирских авиационных заводов и американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных СИ-47 по секретной воздушной трассе Фербенкс (Аляска)—Уэлькаль (Чукотка)—Москва. Другой стратегической задачей в период войны было обеспечение полетов транспортных самолетов по заданиям военно-промышленного комплекса Урала.

В январе 1944 года аэропорт Кольцово располагал двумя самолетами ЛИ-2 и двумя трофейными «юнкерсами». В конце войны объем транспортных перевозок резко вырос. В связи с этим был создан 3-й авиационно-транспортный отряд, а позднее (после войны) –17-й.

Летом 1945 года, после победы над Германией, возникла необходимость переброски авиационной техники уже с запада на восток — на фронт военных действий с Японией.

В эти напряженные годы работниками аэропорта была обеспечена высокая безопасность полетов. В период военного и послевоенного времени не произошло ни одной катастрофы или аварии.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО АЭРОПОРТА:

1946 год. Для обеспечения ночных полетов коллективом аэропорта в субботники построена временная система слепой посадки (ВУСП).

1951 год. Окончена первая реконструкция летного поля Кольцово.

Сентябрь 1952 года. 3-й и 17-й авиаотряды объединены в 120-й авиационно-транспортный отряд.

Октябрь 1954 года. Введен в эксплуатацию новый пассажирский аэровокзал (сегодня это терминал деловой авиации — визитная карточка Екатеринбурга).

1956 год. Завершена вторая реконструкция аэродрома (взлетно-посадочная полоса усилена до посадочного веса самолетов Ту-104 и Ил-18).

1956 год. Начались регулярные полеты первого реактивного пассажирского лайнера Ту-104 и самолета Ил-18.

Февраль 1973 года. В Кольцово начали осуществляться рейсы на ТУ-154.

Июль 1987 года. В Кольцово начались регулярные полеты на самолетах Ил-86.

1991 год. Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации преобразован в Первое Свердловское авиапредприятие.

Октябрь 1993 года. Аэропорт Кольцово получил статус международного.

2003 год. В Кольцово при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, правительства Свердловской области и группы компаний «Ренова» начата реализация программы развития аэропорта в качестве хаба. Общий объем инвестиций в проект составил порядка 12 миллиардов рублей.

2005 год. Введены кейтеринг (мощность — десять тысяч рационов в сутки) и терминал международных авиалиний (пропускная способность — 600 пассажиров в час, площадь — 15 400 квадратных метров).

2006 год. Реконструирован терминал деловой авиации.

2007 год. Введен в эксплуатацию терминал внутрироссийских авиалиний (пропускная способность — тысяча пассажиров в час, площадь — 19 600 квадратных метров).

2008 год. Введена в строй новая железнодорожная станция «Аэропорт Кольцово», запущен аэроэкспресс, связывающий аэропорт с центром Екатеринбурга.

2009 год. Построен новый терминал международных авиалиний (пропускная способность — 1600 пассажиров в час, площадь — 45 тысяч квадратных метров), завершен первый этап реконструкции аэродромных покрытий, введены в эксплуатацию новый аэронавигационный комплекс — башня контрольно-диспетчерского пункта (КДП) и новый гостинично-деловой комплекс «Angelo Аэропорт-Отель Екатеринбург».

Июнь 2011 года. В аэропорту Кольцово началось строительство нового грузового комплекса. Всего до 2022 года для грузовой службы аэропорта будет построено 39 тысяч квадратных метров зданий и сооружений.

Июнь 2012 года. В Кольцово — впервые в России — открылся Международный авиационный форум Routes CIS. Мероприятие стало одним из значимых событий 2012 года для всей авиационной отрасли страны.

Сайт
www.koltsovo.ru
Адрес
Россия, 620025, г. Екатеринбург, ул. Спутников, 6
Связь
8-800-1000-333 (звонок по РФ бесплатный) +7 (343) 226-85-82 (для звонков из-за рубежа)
Россия, Свердловская область, город Екатеринбург