Сменить регион
Россия
Big_f
17.01.2014
Безопасность движения поездов — в руках разработчиков

Научно-производственное объединение «САУТ» было образовано 18 ноября 1994 года для разработки и внедрения микропроцессорных систем автоматического управления торможением поездов и микропроцессорных систем управления локомотивом. Предприятие занимается инновационными разработками, поиском современных методов и технологий обеспечения качественного, надежного и безопасного движения поездов.

БЕЗОТКАЗНАЯ АППАРАТУРА

Безопасность движения магистральных локомотивов обеспечивают: комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ), разработанное ОАО «НИИАС»; телемеханическая система контроля бдительности машиниста (ТСКБМ), разработанная ЗАО «Нейроком»; и микропроцессорная аппаратура САУТ, разработанная НПО «САУТ». Последняя исключает проезды запрещающих сигналов и превышение допускаемых скоростей движения в поездной работе. Состоит она из локомотивных приборов, станционного и напольного оборудования.

Локомотивная аппаратура САУТ представляет собой адаптивную систему прицельного торможения, которая измеряет параметры движения локомотива (скорость, ускорение, направление движения, пройденный путь), сравнивает эти параметры с расчетными значениями и по результатам сравнения осуществляет автоматическое прицельное торможение поезда. В САУТ использован метод позиционирования локомотива на основе считывания информации с путевых генераторов, установленных на границах станции и сообщающихся по интерфейсной линии связи со станционным оборудованием САУТ для передачи на локомотив информации о маршрутах движения поезда по станциям и перегонам. Флэш-память локомотивной аппаратуры САУТ хранит базы данных путевых параметров перегонов и станций.

Реализованный в аппаратуре САУТ алгоритм прицельного торможения обеспечивает высокую точность автоматической остановки поезда перед запрещающими сигналами и тупиковыми призмами за счет точного установления длины маршрута приема (пять метров), формирования расчетных тормозных кривых движения с учетом реального профиля пути и фактической эффективности тормозных средств поезда, автоматической коррекции диаметра бандажа измерительной колесной пары.

По данным Дирекции тяги ОАО «РЖД» на 1 октября 2013 года, АЛСН эксплуатируется на 13 471 локомотиве, КЛУБ — на 5975, САУТ — на 6618, ТСКБМ — на 6491 локомотиве.

Надежность эксплуатируемых систем безопасности оценивается количеством отказов в пути следования, приходящихся на один миллион километров пробега локомотива. По тем же данным Дирекции тяги, АЛСН имеет 1,18 отказа, КЛУБ — 0,37, САУТ — 0,17 отказа.

ЗАБЛОКИРОВАТЬ РИСКИ

Уделяя постоянное внимание совершенствованию приборов безопасности, ОАО «РЖД» поручило разработчикам аппаратуры КЛУБ, САУТ, ТСКБМ создать для локомотивов единую комплексную систему, способную решить весь спектр задач, связанных с обеспечением безопасного ведения поезда. Объединенные усилия разработчиков реализовались в проекте создания системы «Безопасный локомотивный объединенный комплекс» (БЛОК).

В мае 2010 года на оборонных предприятиях Урала был изготовлен первый опытный образец принципиально нового технического средства безопасности движения, которое объединило в себе лучшие свойства предшественников. Созданная система автоматически контролирует все параметры движения, исключая влияние человеческого фактора.

БЛОК разработан с учетом информационного обеспечения, диагностики и автоведения локомотивных систем управления; обеспечивает измерение координат движения поезда, его скорости, ускорения с учетом фактического диаметра бандажа колесной пары; имеет модули цифровой технологической радиосвязи — GSM-модем и TETRA-модем, радиостанцию «МОСТ» на частоте 160 мегагерц, модель спутниковой навигации.

ООО «НПО «САУТ» участвует во всех этапах жизненного цикла БЛОКа — в разработке, изготовлении, поставке, сервисном обслуживании.

Эксплуатационные испытания БЛОКа состоялись на новейшем грузовом локомотиве постоянного тока 2ЭС6 производства компании «Синара». Межведомственная комиссия ОАО «РЖД» сочла их успешными и приняла решение о вводе комплекса в постоянную эксплуатацию.

БЛОК устанавливается на электровозах 2ЭС5, 2ЭС6, 2ЭС10, ЭП20, тепловозах 2ТЭ25А, ТЭМ9Н, газотурбовозах ГТ1h и электропоездах «Desiro RUS» («Ласточка»), производимых компанией «Siemens» для Российских железных дорог.

Основной объем заказов на БЛОК приходится на ООО «Уральские локомотивы»: в 2014 году запланирована поставка 350 комплектов БЛОКа для электровозов 2ЭС6, 2ЭС10 и электропоездов ЭС2Г («Ласточка»).

Системами безопасности БЛОК также будут оборудованы 37 новых двухэтажных составов аэроэкспресса в Домодедово, Внуково и Шереметьево. Заключен договор между ООО «НПО «САУТ» и швейцарской фирмой «Штадлер» на поставку ей в 2014 году 34 комплектов БЛОКа для оборудования этих составов (фирма, в свою очередь, выиграла тендер на поставку вагонов для перевозки пассажиров московского авиационного узла).

Специалисты ОАО «НИИАС» и ООО «НПО «САУТ» продолжают совершенствовать БЛОК. В 2013 году разработан БЛОК-КХ для специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу и маневровых тепловозов. За счет использования современной электроники и освоения новых технологий производства электронной продукции, внедряемых на оборонных предприятиях, удалось уменьшить габариты системного шкафа БЛОКа в восемь раз, резко уменьшить трудоемкость его изготовления и вдвое снизить стоимость этого компонента, удельный вес которого в цене всего комплекса составляет около 40%. Аналогичная работа будет проведена в 2014 году при освоении производства аппаратуры БЛОК-М для магистральных локомотивов.

По данным ОАО «РЖД», БЛОК продемонстрировал одни из лучших эксплуатационных показателей уровня надежности среди других систем безопасности. По итогам девяти месяцев 2013 года коэффициент отказа БЛОКа на один миллион километров пробега локомотива составил 0,25.

ИНВЕСТИРОВАТЬ В СОБСТВЕННЫЕ НОУ-ХАУ

Современные реалии диктуют необходимость инноваций, способных оптимизировать производственную деятельность и сделать ее более продуктивной. Планы на будущее предприятия просты и в то же время достаточно амбициозны. «Надо наращивать производство, внедрять как можно больше новых разработок, а главное — получаемую от них прибыль инвестировать в собственные ноу-хау, которые позволят отечественным железным дорогам выйти на новый уровень развития», — считает генеральный директор НПО «САУТ» Владимир Головин.