Сменить регион
Россия
Big_img_8556
17.01.2014
Высочайший уровень народного жанра

8 июля 2013 года Свердловскому театру музыкальной комедии исполнилось 80 лет. Торжества приурочили к началу нового театрального сезона. Восемь дней с 18 по 25 сентября назвали «Юбилейной октавой». Екатеринбург на это время стал местом притяжения театральной элиты со всей России и из-за рубежа: режиссеров, актеров, композиторов, критиков. Каждый день был занят обширной программой — спектакли, встречи, «круглые столы», мастер-классы.

«ЮБИЛЕЙНАЯ ОКТАВА»

Театральный коллектив с большой выдумкой и юмором подошел к проведению праздничных мероприятий. Их череду открыло торжественное собрание с выносом знамени театра, с президиумом из первых лиц города и области. Такой возврат в прошлое, ретропроекция, у зрителей в зале вызвал улыбку. О прошлом театра, его истории от 1933 года до наших дней художественными средствами рассказал специально подготовленный к юбилею спектакль «Секретное оружие, или Однажды в Свердловске». Он соткан из 44 музыкальных номеров, вплетенных в повествовательную канву рассказа о становлении и развитии театра, веселого и музыкального, созданного в максимально сжатые сроки по решению местных властей. В спектакле представлена вся труппа театра, от звезд до молодых солистов, и его многочисленные творческие коллективы. Звуки любимых мелодий, жизнеутверждающая игра актеров, музыкантов, блистательное выступление танцоров заряжают радостным настроением — постановка светлая, полная надежд.

Премьерой в «Юбилейной октаве» стал мюзикл «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца. Этот спектакль дополнила панорама лучших разножанровых постановок музкомедии за последние годы: музыкальная драма «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову, гоголевские «Мертвые души», оперетта Кальмана «Герцогиня из Чикаго» — плод содружества с американской постановочной группой, знаменитый мюзикл «Скрипач на крыше» по Шолом-Алейхему и бурлеск «Чирик кердык ку-ку» по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель», поставленный на Новой сцене — экспериментальной площадке театра.

В праздничную программу вошли день актерских воспоминаний «Это было недавно…» и творческая встреча зрителей с авторами музыки ко многим опереттам и мюзиклам Свердловского театра музыкальной комедии, композиторами Юлием Кимом, Максимом Дунаевским, Марком Розовским, Александром Пантыкиным, Владимиром Кобекиным, Виктором Лебедевым. В Доме актера практики и теоретики легкого жанра собирались за «круглым столом» «Невыносимая легкость бытия легкого жанра».

На юбилей приехали гости из 34 театров. Хозяева позаботились и о том, чтобы у них остались самые лучшие воспоминания о столице Среднего Урала, где им устроили теплый прием: в один из вечеров, после завершения театральных мероприятий, гостей ждал специальный трамвай, в котором, под живую музыку ансамбля народных инструментов «Изумруд», они совершили незабываемую экскурсию по ночному Екатеринбургу.

Завершающим аккордом большого торжества стал гала-концерт «Звездный дождь над Екатеринбургом» артистов музыкальных театров всей России, подаривший незабываемые впечатления восторженным зрителям. «Юбилейная октава» продолжилась в Сочи, куда театр в конце сентября, после 13-летнего перерыва, отправился на большие гастроли со своими лучшими спектаклями, тем самым открыв культурную Олимпиаду.

МИССИЯ «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»

Театр экспериментирует, ищет пути, которые кажутся парадоксальными и лежащими в стороне от жанра, но оказываются перспективными. Он регулярно заказывает авторам новые произведения. Он известен в театральной России как коллектив-лидер — и не только в отношении художественного уровня создаваемых на его сцене спектаклей. Миссия «первооткрывателя» присуща этому театру исторически. В Свердловске впервые увидели свет десятки новых произведений для музыкального театра. Здесь не раз ставились смелые и, что важно, — успешные художественные эксперименты. Здесь изобретались новые формы жизни в рамках репертуарного театра.

Последние десятилетия дают повод говорить о Свердловском театре музыкальной комедии как о театре-холдинге. Внутри традиционной структуры, помимо актерской труппы, балетного и хорового коллективов, симфонического оркестра, органично живут и динамично развиваются уникальные творческие группы: ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская студия, вокальный проект «NON SOLO» и одна из самых заметных российских команд современного танца — «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Творческая энергия каждой из этих составляющих требует выхода — и находит его не только в процессе созидания спектаклей, но и в многочисленных неформатных проектах театра —

конкурсах, фестивалях, лабораториях.

Востребованность таких инициатив проверена временем. С периодичностью раз в два года театр проводит Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина. В формате ежегодного с 2006 года существует Международный фестиваль world music «Изумрудный город», инициатива проведения которого принадлежит группе «Изумруд». Закономерным стало и рождение в 2008 году новой идеи — проведения в Екатеринбурге фестиваля современного танца «На грани», который вошел в число статусных проектов Свердловского театра музыкальной комедии.

СЧАСТЛИВОЕ МЕСТО ДЛЯ СОЗИДАТЕЛЕЙ

Все 80 лет Свердловский театр музыкальной комедии «живет» в одном здании, расположенном в центре города. При творческом размахе театра-холдинга ему сегодня тесно в старых помещениях, не хватает гримуборных, классов для занятий. Положение улучшилось с тех пор, как был сдан в эксплуатацию новый корпус, где разместились технические цеха. Десять лет назад сбылась еще одна мечта — город сделал театру подарок: передал под малую сцену зал бывшего кинотеатра «Совкино». Год назад, после проведенной реконструкции, коллектив начал ее обживать.

Динамично развивающемуся театру необходимо и современное, технически оснащенное здание, но пока ни за какие блага коллектив не хочет расставаться со своим старым Домом, со старой сценой, у которой, откроем тайну, даже нет правой кулисы. Стены помнят голоса Викс, Дашковского, Маренича, Дыбчо... Сцена и зал до сих пор хранят горячее дыхание публики, которая рукоплескала легендарному «Табачному капитану» и знаменитому «Черному Дракону». Актеры верят, что место, где стоит их Дом, — счастливое.

За 80 лет в театре сменилось всего три главных режиссера — это большая редкость. Был Георгий Кугушев, потом Владимир Курочкин, теперь вот уже почти 30 лет Кирилл Стрежнев. Преемникам, к счастью, не приходило в голову разрушать то, что создал предыдущий режиссер. Например, еще Кугушев начал работу с современными композиторами, Курочкин ее продолжил. И сегодня Стрежнев открывает новые произведения, новые имена, что приносит театру славу. В «портфеле» музкомедии много произведений современных авторов, которые с удовольствием работают с театром. В декабре 2013 года стартовала премьера мюзикла «Яма» по одноименному произведению Куприна — сценарий был написан специально для Свердловской музкомедии, поставила спектакль та же команда, что сделала хитом театра постановку пятилетней давности «Екатерина Великая». Развивая все лучшее, что дает ему многолетний опыт, творческий коллектив театра-лидера, у которого сегодня аншлаги на все спектакли, и дальше будет следовать к новым вершинам народного жанра оперетты и мюзикла, покоряя сердца зрителей.

НАГРАДЫ

— 1946 год — Государственная премия СССР;

— 1983 год — орден Трудового Красного Знамени;

— 1986 год — звание «академический», присуждено первому среди музыкальных театров страны;

— 2004 год — премия Правительства Российской Федерации «За вклад в развитие театрального искусства России»;

— 2002—2013 годы — 16 высших национальных театральных премий «Золотая Маска».

ДАНЬ ПАМЯТИ

19 сентября на здании театра со стороны центрального городского проспекта состоялось открытие бронзовой мемориальной доски, посвященной памяти одного из выдающихся деятелей русского театра, главного режиссера Свердловского театра музыкальной комедии с 1963 по 1986 год, почетного гражданина Свердловска Владимира Курочкина. Скульптурную часть выполнил известный уральский мастер Александр Кокотеев. Доску открыли председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и главный режиссер театра Кирилл Стрежнев при большом стечении почитателей музыкального жанра.